Екатеринбургские психологи — о подростковой агрессии

Екатеринбургские специалисты изучили нападения на школы в Перми и Алтае и дали несколько советов родителям.

Нападения на школы в Перми и Алтайском крае прогремели на всю страну. Подростки как будто сошли с ума — один за другим ученики школ берут в руки оружие и идут мстить своим обидчикам в классы. Агрессивные школьники не жалеют никого и под горячую руку попадают даже ученики начальных классов и учителя. Пока следователи разбираются, кто прав, а кто виноват в жутких нападениях, уральские специалисты дали несколько советов, как понять, что ваше чадо пересмотрело боевиков и хочет устроить в школе свой «Колумбайн».

ВИРТУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Как обычно, психологи склонны обвинять интернет и социальные сети. Мол, наиграются в свои «GTA» (серия игр с элементами насилия), а потом идут и поступают также. Такую теорию озвучивали уже миллион раз и ее поддерживают федеральные власти. Поэтому интернет и игры хотят ограничить или запретить. Но логика в словах психологов все-таки есть.

Понять ребенка не сложно, если с ним общаться, а не откупаться от него гаджетами и деньгами

— В игры играли и раньше. В том числе и на улицах – в «войнушку», например. Но изменилось вот что. Раньше дети несли свой опыт в игру, а теперь из игры берут жизненный опыт решения проблем. А если на все это наложить необщение с родителями, а также проблемы со сверстниками, травлю, получится, что подросток не проживает других эмоций, а только боль и обиду. А решение видит только в играх, потому что родители не подсказывают, а у него выбор небольшой, — уверен клинический психолог отделения кризисных состояний Свердловской областной психиатрической больницы Игорь Тимченко.

По мнению психолога, проблема комплексная: она касается и учителей, и психологов, и родителей. Поэтому увеличением числа охранников в школах ничего не добьешься.

— У подростков такой возраст, что чем выше стена, тем больше хочется через нее перепрыгнуть. Поэтому и нарушений станет больше. Нужны превентивные меры, то есть, работа на стадии зарождения этой ненависти, — отметил Тимченко.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НЕРВНИЧАЕТ В ШКОЛЕ

Сейчас, говорят психологи, появилось новое понятие – «псевдоблагополучная семья». То есть ребенок одет, обут, накормлен, у него есть оба родителя, которые работают. Но при этом подростком никто не занимается, поэтому и начинаются проблемы.

Родители не понимают, как им общаться со своим ребенком, причем в эмоциональном плане. Поэтому вот несколько советов от психологов, по которым можно понять, что у ребенка проблемы в школе. Это только часть советов, которые необязательно приведут родителей к разрешению проблемы, в каждом индивидуальном случае они могут меняться.

Критериев, по которым можно понять, что ребенок вот-вот сорвется практически нет. Такие действия имеют «взрывной» характер»

— Во-первых, у ребенка снижена мотивация к учебе. То есть, он резко и внезапно отказывается ходить в школу. Это означает, что там есть конфликт, который ребенок решать не хочет, или боится решать. Это первый «звоночек» о тревожности его пребывания в школе, — говорит Игорь Тимченко. – Второе, ребенок не хочет делать домашнее задание, причем агрессивно отказывается. Это указывает на конфликт с учителем, а не учеником. Фактором будет и то, что про преподавателя он отзывается злобно, или рисует на него карикатуры. В целом, подростки в основном замкнуты, и к ним нужно искать ключи.

По большому счету психологи просят обращаться к школьным специалистам всем, кто заподозрит что-то неладное в поведении ученика. Конечно, это может быть просто обычный конфликт, или плохое настроение, но на то и нужны психологи, чтобы во всем разобраться.

КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ ТЕРАКТА В ШКОЛЕ

Вообще, как бы это очевидно не звучало, уральские психологи просят родителей не упускать время, и с ребенком общаться, чтобы не допустить таких ситуаций, как в Перми и Алтае.

— Общаться нужно с ребенком с пеленок. Ни в коем случае не отмахиваться от него с помощью гаджетов. Ключ к общению – понимание, что интересно ребенку, тогда есть шанс найти общий язык, — пояснила «КП-Екатеринбург» заведующая кафедрой психологии образования института психологии Уральского педуниверситета Наталья Васягина. – Проходите знакомство с нашим миром заново с ребенком вместе, это ведь куда интереснее, чем телефон, или планшет. Ребенок – часть вашего мира, смиритесь с этим! Важно сделать так, чтобы он вам верил, и чтобы ребенку было интереснее с вами, чем с телефоном.

Причем конфликтовать подросток может и с преподавателем. А такие «взрывы» происходят из-за не комфортной образовательной среды. А уж если вы вдруг поняли, что в школе что-то случилось, то и здесь есть простые советы.

— Разговор – лучшее средство для решения конфликтов. Поймите, ребенок не знает, как решать конфликты. А тем более подросток – для него любая проблема неразрешима! Поэтому поговорите с ним, помогите ему пережить эти эмоции, а не копить их в себе. А затем, помогите советом, как реагировать на эти ситуации. Учитель – вы, а не все люди вокруг, — поясняет психолог Игорь Тимченко. – А как правило сейчас родители склонны винить всех вокруг, но только не себя в случившемся!

В целом специалисты сошлись во мнении, что проблему надо решать комплексно, а не только усиливая охрану, или ругая преподавателей и школьных психологов.

Психологи говорят — ключ к решению таких проблем, как нападения в Перми и Алтае в семейном общении.

Источник: Kp.ru — Екатеринбург. Андрей ЛЕОНОВ

23 января 2018 г. 17:49